Классификация моторных масел.

Моторное масло - это смазочный материал для поршневых двигателей внутреннего сгорания. Ресурс и надежность двигателя во многом зависят от того, насколько применяемое моторное масло по всем характеристикам соответствует предъявляемым требованиям.

Международная классификация моторных масел.

Классификация по вязкости: SAE (Society of Automobile Engineer's -Общество автомобильных инженеров) разделяет масла на классы: OW, 5W, 10W и др. Цифры обозначают вязкость в секундах Сейболта. Масла классов 0W, 5W, 10W, 15W, 20W - "зимний" (winter - зима) показатель. Характеризует прокруту двигателя и прокачку масла по системе при минусовых температурах.

Значение "зимних" показателей масла.

Класс вязкости

0W

5W

10W

15W

20W

25W

Температура холодной прокрутки

двигателя (CСS)метод испытания

ASTM D 5293 ˚С,не выше

-35 -30 -25 -20 -15 -10

Температура холодной прокачки

масла(MRV)метод испытания

ASTM D 4684 ˚С, не выше

-40 -35 -30 -25 -20 -15

Показатель без буквы "W"   - 20, 30, 40, 50, 60 - летний. Для него значимым показателем является вязкость  при 100°С.

Вязкость летних масел при 100 °С, мм 2/с

Класс вязкости 20 30 40 50 60
вязкость не менее 5,6 9,3 12,5 16,3 21,9
вязкость не более 9,3 12,5 16,3 21,9 26,1

Примеры обозначения классов вязкости:

SAE 40 - летнее масло;

SAE 5W - зимнее масло;

SAE 5W-40 - всесезонное масло (5W - зимний показатель, 40 - летний показатель).

Система SAE разделения масел на классы вязкости предоставляет широкие возможности для выбора масел по этому признаку в зависимости от климатических условий, рекомендаций изготовителя двигателя. Наиболее часто используются масла с вязкостью 10W-40, оптимально по цене/качеству. Для зимы лучшими свойствами обладают синтетические масла  5W-40 и 0W-40. В новейших экономичных двигателях часто рекомендуют 0W-20,  5W-30 и т.п.

Общепринятую классификацию по API придумали американцы. API - расшифровывается как American Petroleum Institute - Американский институт нефти. По качеству (области применения) масла разделяются ими на классы. На сайт API приводится список масел, прошедших  аттестацию. Занесение в список  API производится на коммерческой основе, то есть за определённую плату.  И не многие отечественные производители хотят платить американскому институту. Из российских производителей на сайте API  представлены: Лукойл, Газпромнефть, Роснефть и Обнинскоргсинтез, всего четыре (данные на 17.04.2018). Для сравнения, город-государство Сингапур представляют на этом сайте 22 производителя. Ознакомится со списком лицензированных масел можно на официальном сайте API:

ссылка на сайт API.

 

Моторные масла для 4-хтактных двигателей делятся на группы: для бензиновых двигателей -обозначаются буквой S, для дизельных - буква С.

Группы масел по API и области их применения

Группа масел по API Область применения
SC для двигателей выпуска 1964-1967 гг.
SD для двигателей выпуска 1968-1972 гг.
SF Для двигателей выпуска 1980-1988 гг
SG Для двигателей выпуска 1989-1995 гг.
SH Для двигателей выпуска после 1995 г.
SJ повышены экологические характеристики по сравнеию с предыдущим классом
SL Для двигателей 2004 и старше годов выпуска с высокими экологическими характеристиками
SM Введен в 2004 году. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства
SN наивысший на сегодня класс для бензиновых двигателей, действует с октября 2010 г. По сравнению с SM выше требования по предотвращению высокотемпературных отложений, низкотемпературного шламообразования, по воздействию на материалы уплотнений.
Примечание. Годы выпуска берутся по среднемировому уровню.

Для дизельных двигателей выпускаются масла следующих групп:

СС - для средненапряженных дизельных двигателей, соответствует отечественному маслу группы Г2;

CD - для высоконапряженных дизельных двигателей, в том числе и с турбонаддувом, соответствует Д2,

СЕ - для высоконапряженных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях, соответствует Е2;

CF-4 — масло для современных дизелей 90-х годов выпуска, соответствующих классу экологичности ЕВРО-2.

CH-4 — улучшенные по сравнению с предыдущим классом моющие, износостойкие качества, соответствующих классу экологичности ЕВРО-3.

CI-4 — для новейших современных дизелей, соответствующих классу экологичности ЕВРО-5.

CJ-4 — для дизелей последнего поколения с высокими требованиями по экономичности и экологичности, для использования в двигателях с сажевыми фильтрами.

CK-4 новейший класс дизельного масла. Такой класс имеет Шелл Rimula R4 L 15w-40

Полное обозначение марки моторного масла состоит из обозначения класса и группы масла, например:

SAE 15W-40 API CI-4 - масло моторное, всесезонное, вязкостью в диапазоне 9,3 - 12,5 мм2/с при 100 °С, предназначено для дизельнох двигателей, где производителем рекомендовано масло класса CI-4.

SAE 30 API CC - масло моторное, летнее, вязкостью 9,3 ... 12,5 мм2/с при 100 °С, предназначено для средненапряженных дизельных двигателей, соответствует отечественному маслу М-10-Г2.

Отечественная классификация моторных масел.

Иностранные классификации моторных масел.

Классификация автопроизводиетлей.