Классификация моторных масел.
Моторное масло - это смазочный материал для поршневых двигателей внутреннего сгорания. Ресурс и надежность двигателя во многом зависят от того, насколько применяемое моторное масло по всем характеристикам соответствует предъявляемым требованиям.
Международная классификация моторных масел.
Классификация по вязкости: SAE (Society of Automobile Engineer's -Общество автомобильных инженеров) разделяет масла на классы: OW, 5W, 10W и др. Цифры обозначают вязкость в секундах Сейболта. Масла классов 0W, 5W, 10W, 15W, 20W - "зимний" (winter - зима) показатель. Характеризует прокруту двигателя и прокачку масла по системе при минусовых температурах.
Значение "зимних" показателей масла.
Класс вязкости |
0W |
5W |
10W |
15W |
20W |
25W |
Температура холодной прокрутки двигателя (CСS)метод испытания ASTM D 5293 ˚С,не выше |
-35 | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 |
Температура холодной прокачки масла(MRV)метод испытания ASTM D 4684 ˚С, не выше |
-40 | -35 | -30 | -25 | -20 | -15 |
Показатель без буквы "W" - 20, 30, 40, 50, 60 - летний. Для него значимым показателем является вязкость при 100°С.
Вязкость летних масел при 100 °С, мм 2/с
Класс вязкости | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
вязкость не менее | 5,6 | 9,3 | 12,5 | 16,3 | 21,9 |
вязкость не более | 9,3 | 12,5 | 16,3 | 21,9 | 26,1 |
Примеры обозначения классов вязкости:
SAE 40 - летнее масло;
SAE 5W - зимнее масло;
SAE 5W-40 - всесезонное масло (5W - зимний показатель, 40 - летний показатель).
Система SAE разделения масел на классы вязкости предоставляет широкие возможности для выбора масел по этому признаку в зависимости от климатических условий, рекомендаций изготовителя двигателя. Наиболее часто используются масла с вязкостью 10W-40, оптимально по цене/качеству. Для зимы лучшими свойствами обладают синтетические масла 5W-40 и 0W-40. В новейших экономичных двигателях часто рекомендуют 0W-20, 5W-30 и т.п.
Общепринятую классификацию по API придумали американцы. API - расшифровывается как American Petroleum Institute - Американский институт нефти. По качеству (области применения) масла разделяются ими на классы. На сайт API приводится список масел, прошедших аттестацию. Занесение в список API производится на коммерческой основе, то есть за определённую плату. И не многие отечественные производители хотят платить американскому институту. Из российских производителей на сайте API представлены: Лукойл, Газпромнефть, Роснефть и Обнинскоргсинтез, всего четыре (данные на 17.04.2018). Для сравнения, город-государство Сингапур представляют на этом сайте 22 производителя. Ознакомится со списком лицензированных масел можно на официальном сайте API:
ссылка на сайт API.
Моторные масла для 4-хтактных двигателей делятся на группы: для бензиновых двигателей -обозначаются буквой S, для дизельных - буква С.
Группы масел по API и области их применения
Группа масел по API | Область применения |
SC | для двигателей выпуска 1964-1967 гг. |
SD | для двигателей выпуска 1968-1972 гг. |
SF | Для двигателей выпуска 1980-1988 гг |
SG | Для двигателей выпуска 1989-1995 гг. |
SH | Для двигателей выпуска после 1995 г. |
SJ | повышены экологические характеристики по сравнеию с предыдущим классом |
SL | Для двигателей 2004 и старше годов выпуска с высокими экологическими характеристиками |
SM | Введен в 2004 году. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства |
SN | наивысший на сегодня класс для бензиновых двигателей, действует с октября 2010 г. По сравнению с SM выше требования по предотвращению высокотемпературных отложений, низкотемпературного шламообразования, по воздействию на материалы уплотнений. |
Примечание. Годы выпуска берутся по среднемировому уровню.
Для дизельных двигателей выпускаются масла следующих групп:
СС - для средненапряженных дизельных двигателей, соответствует отечественному маслу группы Г2;
CD - для высоконапряженных дизельных двигателей, в том числе и с турбонаддувом, соответствует Д2,
СЕ - для высоконапряженных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях, соответствует Е2;
CF-4 — масло для современных дизелей 90-х годов выпуска, соответствующих классу экологичности ЕВРО-2.
CH-4 — улучшенные по сравнению с предыдущим классом моющие, износостойкие качества, соответствующих классу экологичности ЕВРО-3.
CI-4 — для новейших современных дизелей, соответствующих классу экологичности ЕВРО-5.
CJ-4 — для дизелей последнего поколения с высокими требованиями по экономичности и экологичности, для использования в двигателях с сажевыми фильтрами.
CK-4 новейший класс дизельного масла. Такой класс имеет Шелл Rimula R4 L 15w-40
Полное обозначение марки моторного масла состоит из обозначения класса и группы масла, например:
SAE 15W-40 API CI-4 - масло моторное, всесезонное, вязкостью в диапазоне 9,3 - 12,5 мм2/с при 100 °С, предназначено для дизельнох двигателей, где производителем рекомендовано масло класса CI-4.
SAE 30 API CC - масло моторное, летнее, вязкостью 9,3 ... 12,5 мм2/с при 100 °С, предназначено для средненапряженных дизельных двигателей, соответствует отечественному маслу М-10-Г2.
Отечественная классификация моторных масел.