Отечественная классификация моторных масел.
В ГОСТ 17479.1-2015 "Масла моторные. Классификация и обозначение", описана отечественная классификация моторных масел. Моторные масла делятся по эксплуатационным свойствам на группы, и по вязкости, на классы.
Назначение и примеры применения групп масел показаны в табл.
Классификация моторных масел по ГОСТ.
Группы масел | область применения | примеры применения | |
---|---|---|---|
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели | ГАЗ - 53, ЗИЛ-130 |
В2 | Нефорсированные дизельные двигатели | СМД-14Б, АМ-0.1, ЯМЗ-236 | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели | Двигатели легковых автомобилей |
Г2 | Высокофорсированные дизельные двигатели | КамАЗ-740, ЯМЗ-238, -240, СМД-14БН,-18 | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях более тяжелых, чем двигатели с маслами группы Г | Двигатели с сер 90-х |
Д2 | Высокофорсированные дизельные двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью и противоокислительными свойствами, малой склонностью ко всем видам отложений | КСМД-80, - 84, ЯМЗ-238Д,-240Н.А-0.1Т | |
Е | Е1 Е2 | Высокофорсированные дизельные двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью и противоокислительными свойствами, малой склонностью ко всем видам отложений |
Масла групп А и Б в настоящее время устарели и не выпускаются. Основную массу потребляемых масел составляют масла групп В и Г.
Обозначение марки моторного масла состоит из трех групп знаков: первая - всегда буква М (масло моторное), вторая - класс вязкости при 100°С, третья - группа масла по эксплуатационным свойствам.
Примеры обозначений:
M-8-Г2 — масло моторное, класс вязкости 8 (для зимних условий), предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей;
М-63/12-Г1 - масло моторное, класс вязкости 63/12 (всесезонное), предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей.
Соответствие отечественных и зарубежных (по API) марок моторных масел.
Обозначение марки | Применение | Комментарии | ||
---|---|---|---|---|
Отечественное | Международное | Климатический сезон | Марка двигателя | |
М-8-В | SAE 10W-20 API SD | Всесезонное | ЗИЛ-130,ГАЗ-53 | |
М-10-В | SAE 30 API SD | летнее | ||
М-8-Г | SAE 10W API SE(SF) | Зимний | ВАЗ, МЗМА | |
М-10-Г | SAE 30 API SE(SF) | Летний | ||
М-8-В2 | SAE 10W API CB | Зимний | СМД-14Б,ЯМЗ-236 | |
М-10-В2 | SAE 30 API CB | Летний | ||
М-8-Г2 | SAE 10W API CC | Зимний | КамАЗ-740, ЯМЗ-238, -240.СМД-14БН.-18 | |
М-10-Г2 | SAE 30 API CC | Летний | ||
М-8-ДМ | SAE 10W API CD | Зимний | Двигатели большегрузных автомобилей и промышленных тракторов . | для автомобилей КАМАЗ и др. дизельной техники М-10(8) ДМ оптимально |
М-10-ДМ | SAE 30 API CD | Летний |
Физико-химические свойства масел:
Для каждого из типов масел, в зависимости от назначения, важны отдельные характеристики. Вязкость является одной из важнейших характеристик смазочных масел, определяющих силу сопротивления масляной пленки разрыву. Чем прочнее масляная пленка на поверхноститрения, тем лучше уплотнение колец в цилиндрах, в частности для моторных масел, меньше расход масла на угар.
Вязкость динамическая - это сила сопротивления двух слоев смазочного материала площадью 1 см2, отстоящих друг от друга на расстоянии 1 см и перемещающихся один относительно другого со скоростью 1 см/с. Вязкость кинематическая определяется как отношение динамической вязкости к плотности жидкости. Индекс вязкости - относительная величина, показывающая степень изменения вязкости в зависимости от температуры. Индекс вязкости рассчитывают по значениям кинематической вязкости при 40 и 100 ˚С или находят по таблицам. Вязкостно-температурные свойства масел оценивают также по кинематической вязкости при низкой температуре (0 и -18 °С).
Температура застывания - это предельная температура, при которой масло теряет подвижность. Масла, имеющие температуру застывания -15 °С и выше, относятся к летним. Если же температура застывания -20 °С и ниже, то масла относятся к зимним.
Противоизносные свойства характеризуют способность масла уменьшать интенсивность изнашивания трущихся деталей, снижать затраты энергии на преодоление трения.
Моюще-диспергирующие свойства подразделяются на моющие и диспергирующие свойства. Моющие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя и противостоять лакообразованию на горячих поверхностях, а также препятствовать прилипанию углеродистых соединений. Диспергирующие свойства характеризуют способность масла препятствовать слипанию углеродистых частиц, удерживать их в состоянии устойчивой суспензии и разрушать крупные частицы продуктов окисления при их появлении.
Противоокислительные свойства определяют стабильность масла, от которой зависит срок работы масел в двигателях, характеризуют их способность сохранять первоначальные свойства и противостоять внешнему воздействию при нормальных температурах.
Коррозионная активность всех масел зависит, прежде всего, от содержания в них сернистых соединений, органических и неорганических кислот и других продуктов окисления.
Зольность масла позволяет судить о количестве несгораемых примесей в маслах без присадки, а в маслах с присадками - о количестве введенных зольных присадок. Зольность определяют в лабораторных условиях и выражают процентным отношением образовавшейся золы к массе пробы масла, взятой для анализа. Зольность масел, не содержащих присадок, не превышает 0,02-0,025 \% по массе. У масел с присадками зольность не должна быть менее 0,4\%, а у высококачественных марок масел не менее 1,15-1,65 \% по массе. Содержание механических примесей и воды. Механических примесей в маслах без присадок не должно быть, а в маслах с присадками их значение не должно превышать 0,015\% по массе, причем механические примеси не должны оказывать абразивного действия на трущиеся поверхности. Вода в моторных маслах должна отсутствовать. Даже небольшое количество воды вызывает деструкцию присадок, «происходит процесс шламообразования. Присадки применяются для придания маслам новых свойств или изменения существующих. Присадки подразделяют: на антиокислительные - повышают антиокислительную устойчивость масел; противокоррозионные - защищают металлические поверхности от коррозионного воздействия кислото- и серосодержащих продуктов; моюще-диспергирующие - способствуют снижению отложений продуктов окисления на металлических поверхностях; противоизносные, противозадирные и антифрикционные - улучшают смазочные свойства масел; депрессорные -понижают температуру застывания масел; антипенные - предотвращают вспенивание масел.