для смазывания узлов трения, скольжения и качения в механизмах авиационной, автомобильной и др.
Антифрикционная многоцелевая смазка, разработанная в СССР. Представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, загущённого стеаратом лития (литиевое мыло), содержит антиокислительную присадку, обладает морозостойкими и тугоплавкими свойствами. Представляет собой мазь светло-коричневого или светло-жёлтого цвета. Благодаря наличию литиевых соединений имеет маловязкую консистенцию и применяется в достаточно широком температурном диапазоне — от −60 °С до +90 °С. В обозначении марки смазки Ц И А Т И М заключено название Центрального института авиационного топлива и масел, разработавшего смазки этой группы. Смазка массово применяется в различных малонагруженных узлах трения и механизмах различной техники.
Производится поГОСТ 6267-74и используется для смазывания узлов трения, скольжения и качения: в механизмах авиационной (наиболее широкая сфера применения), автомобильной и другой наземной техники, радиотехнического оборудования, электромеханических и точных приборах, работающих с минимальным сопротивлением при низких температурах. При высоких нагрузках использовать её не рекомендуется. Благодаря сохранению смазочных свойств при низких температурах смазка широко используется в механизмах техники, эксплуатируемой в условиях Крайнего Севера.Существенным недостатком смазки Циатим 201 является её высокая и как следствие— малопригодность для работы в открытых узлах, работающих в незащищённых атмосферных условиях или повышенной влажности. Именно поэтому данную смазку нежелательно применять в автомобильной технике, в качестве заменителя смазкиЛитол-24. Также крайне неэффективно применять эту смазку для консервации деталей и механизмов.