Отдел продаж моторных масел: 8(846)990-05-88, smazki63@mail.ru
 

Классификация моторных масел.

Моторное масло - это смазочный материал для поршневых двигателей внутреннего сгорания. Ресурс и надежность двигателя во многом зависят от того, насколько применяемое моторное масло по всем характеристикам соответствует предъявляемым требованиям. Любое несоответствие неизбежно влечет за собой существенные потери, связанные с затратами на ремонт двигателей и вынужденными простоями автомобиля.

Международная классификация моторных масел.

В качестве международной принята классификация, применяющаяся в США. По этой классификации все моторные масла классифицируются по двум признакам: по вязкости и по качеству (области применения). По вязкости классификация SAE (Society of Automobile Engineer's -Общество автомобильных инженеров) разделяет масла на классы: OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, 20, 30, 40, 50, 60. Цифры обозначают вязкость в секундах Сейболта. Масла классов OW, 5W, 10W, 15W, 20W - зимние (winter - зима). Одним из главных показателей для них является температура застывания.

Значение "зимних" показателей масла.

Класс вязкости

0W

5W

10W

15W

20W

25W

Температура холодной прокрутки

двигателя (CСS)метод испытания

ASTM D 5293 ˚С,не выше

-35 -30 -25 -20 -15 -10

Температура холодной прокачки

масла(MRV)метод испытания

ASTM D 4684 ˚С, не выше

-40 -35 -30 -25 -20 -15

марки 20, 30, 40, 50, 60 - летние масла. Для них наиболее значимым показателем является вязкость при 100°С для обеспечения надежной смазки деталей прогретого до нормальной температуры двигателя.

Вязкость летних масел при 100 °С, мм 2/с

Класс вязкости 20 30 40 50 60
вязкость не менее 5,6 9,3 12,5 16,3 21,9
вязкость не более 9,3 12,5 16,3 21,9 26,1

Примеры обозначения классов вязкости:

SAE 30 - летнее масло;

SAE 15W - зимнее масло;

SAE 15W-30 - всесезонное масло (15W - зимний показатель, 30 - летний показатель).

Система SAE разделения масел на классы вязкости предоставляет широкие возможности для выбора масел по этому признаку в зависимости от климатических условий, условий хранения машин, финансовых возможностей потребителя и других факторов. Наиболее массовое и сравнительно недорогое масло 15W-40. Но его вязкостно-температурные свойства недостаточно высоки, оно замерзает при -20°С, что в условиях Севера создает большие проблемы с запуском двигателей зимой. Масло класса 10W-30 замерзает при более низкой температуре (не выше —25 °С), является также недорогим (оно минеральное), но его вязкость в летний период может быть недостаточна. Лучше свойства масла 10W-40 на полусинтетической основе, но оно значительно дороже.

Наилучшими свойствами обладают синтетические масла классов 5 W-40 и OW-40, но их стоимость еще выше.

В целом нужно отметить, что чем больше разница между летним и зимним показателями, тем лучше его вязкостно-температурные свойства, так как в этом случае вязкость масла в меньшей степени зависит от температуры.

По качеству (области применения) масла разделяются на ступени (группы) по классификации API (American Petroleum Institute - Американский институт нефти). Существует сайт API, на котором приводится список продуктов, аттестованных этим американским институтом. Нахождение в этом списке, придаёт маслу некое "подтверждение качества". Занесение в список  API производится на коммерческой основе, то есть за определённую плату.  И не многие отечественные производители хотят платить американскому институту. Из российских брендов на сайте API  представлены: Лукойл, Газпромнефть, Роснефть и Обнинскоргсинтез, всего четыре (данные на 17.04.2018). Для сравнения, город-государство Сингапур представляют на этом сайте 22 производителя. ссылка на сайт API.

Моторные масла для 4-хтактных двигателей делятся на группы: для бензиновых двигателей -обозначаются буквой S, для дизельных - буква С.

Группы масел по API и области их применения

Группа масел по API Область применения
SC для двигателей выпуска 1964-1967 гг.
SD для двигателей выпуска 1968-1972 гг.
SF Для двигателей выпуска 1980-1988 гг
SG Для двигателей выпуска 1989-1995 гг.
SH Для двигателей выпуска после 1995 г.
SJ повышены экологические характеристики по сравнеию с предыдущим классом
SL Для двигателей 2004 и старше годов выпуска с высокими экологическими характеристиками
SM Введен в 2004 году. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства
SN наивысший на сегодня класс для бензиновых двигателей, действует с октября 2010 г. По сравнению с SM выше требования по предотвращению высокотемпературных отложений, низкотемпературного шламообразования, по воздействию на материалы уплотнений.
Примечание. Годы выпуска берутся по среднемировому уровню.

Для дизельных двигателей выпускаются масла следующих групп:

СС - для средненапряженных дизельных двигателей, соответствует отечественному маслу группы Г2;

CD - для высоконапряженных дизельных двигателей, в том числе и с турбонаддувом, соответствует Д2,

СЕ - для высоконапряженных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях, соответствует Е2;

CF — масло для современных дизелей 90-х годов выпуска, соответствующих классу экологичности ЕВРО-2.

CH — улучшенные по сравнению с предыдущим классом моющие, износостойкие качества, соответствующих классу экологичности ЕВРО-3.

CI — для новейших современных дизелей, соответствующих классу экологичности ЕВРО-5.

CJ — для дизелей последнего поколения с высокими требованиями по экономичности и экологичности, для использования в двигателях с сажевыми фильтрами.

CK-4 новейший класс дизельного масла. Такой класс имеет Шелл Rimula R4 L 15w-40

Полное обозначение марки моторного масла состоит из обозначения класса и группы масла, например:

SAE 15W-30 API SE - масло моторное, всесезонное, вязкостью не менее 9,3 и не более 12,5 мм2/с при 100 °С, предназначено для бензиновых двигателей выпуска 1972...1979 гг., соответствует отечественному маслу М-53/10-Г1

SAE 30 API CC - масло моторное, летнее, вязкостью 9,3 ... 12,5 мм2/с при 100 °С, предназначено для средненапряженных дизельных двигателей, соответствует отечественному маслу М-10-Г2.

Отечественная классификация моторных масел

По ГОСТ 17479.1-85 моторные масла делятся по эксплуатационным свойствам на группы, и по вязкости, на классы. К сожалению в России после 1991 года разработки новых видов масео почти не ведуться.

Назначение и примеры применения групп масел показаны в табл.

Классификация моторных масел по ГОСТ.

Группы маселобласть примененияпримеры применения
A нефорсированные бензиновые двигатели  
Б Б1 малофорсированные бензиновые двигатели ГАЗ-51, ЗИЛ-120,ЗИЛ-164
Б2 малофорсированные дизельновые двигатели Д-54,-48, КДМ- 46  
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели ГАЗ - 53, ЗИЛ-130
В2 Нефорсированные дизельные двигатели СМД-14Б, АМ-0.1, ЯМЗ-236  
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели Двигатели легковых автомобилей
Г2 Высокофорсированные дизельные двигатели КамАЗ-740, ЯМЗ-238, -240, СМД-14БН,-18
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях более тяжелых, чем двигатели с маслами группы Г Двигатели с сер 90-х
Д2 Высокофорсированные дизельные двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью и противоокислительными свойствами, малой склонностью ко всем видам отложений КСМД-80, - 84, ЯМЗ-238Д,-240Н.А-0.1Т
Е Е1 Е2 Высокофорсированные дизельные двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью и противоокислительными свойствами, малой склонностью ко всем видам отложений  

Масла групп А и Б в настоящее время устарели и не выпускаются. Основную массу потребляемых масел составляют масла групп В и Г.

Обозначение марки моторного масла состоит из трех групп знаков: первая - всегда буква М (масло моторное), вторая - класс вязкости при 100°С, третья - группа масла по эксплуатационным свойствам.

Примеры обозначений:

M-8-Г2 — масло моторное, класс вязкости 8 (для зимних условий), предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей;

М-63/12-Г1 - масло моторное, класс вязкости 63/12 (всесезонное), предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей.

Разделение моторных масел на масла для бензиновых и масла для дизельных двигателей объясняется разным их качеством, что вызвано особенностями рабочих процессов в бензиновом и дизельном двигателях. Из-за более короткого времени, отводимого на смесеобразование, горючая смесь в дизельном двигателе сгорает неполностью, образуется много сажи, которая попадает в масло. Поэтому в масла для дизельных двигателей вводится большее количество моющих (диспергирующих) присадок. Все дизели работа­ют на бедных смесях (для более полного сгорания топлива), поэтому после сгорания остается много кислорода, температура деталей более высокая, и процесс окисления происходит более интенсивно. Поэтому масла для дизелей должны иметь более высокую стойкость против окисления. Кроме того, содержание серы в дизельном топливе на порядок выше, чем в бензинах, что требует большей концентрации антикоррозионных присадок. Отечественная классификация дает возможность выбора масла по классу вязкости в зависимости от климатических условий эксплуатации (зима, лето в различных климатических зонах) и способа межсменного хранения машины (открытая стоянка, холодный гараж, отапливаемый гараж). Наиболее полно эта возможность проявляется в случае использования всесезонных масел. Что же касается группы масла, то здесь выбора практически нет. Для каждой марки двигателя необходимо применять только ту группу, которая рекомендована заводом-изготовителем. Особенно опасно применять низшую, чем рекомендовано, группу масла. Это приводит к быстрому окислению масла с интенсивным образованием смол, лаковых отложений и нагара со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Соответствие отечественных и зарубежных (по API) марок моторных масел.

Обозначение маркиПрименениеКомментарии
Отечественное Международное Климатический сезон Марка двигателя  
М-8-В SAE 10W-20 API SD Всесезонное ЗИЛ-130,ГАЗ-53  
М-10-В SAE 30 API SD летнее  
М-8-Г SAE 10W API SE(SF) Зимний ВАЗ, МЗМА  
М-10-Г SAE 30 API SE(SF) Летний  
М-8-В2 SAE 10W API CB Зимний СМД-14Б,ЯМЗ-236  
М-10-В2 SAE 30 API CB Летний  
М-8-Г2 SAE 10W API CC Зимний КамАЗ-740, ЯМЗ-238, -240.СМД-14БН.-18  
М-10-Г2 SAE 30 API CC Летний  
М-8-ДМ SAE 10W API CD Зимний Двигатели большегрузных автомобилей и промышленных тракторов . для автомобилей КАМАЗ и др. дизельной техники М-10(8) ДМ оптимально
М-10-ДМ SAE 30 API CD Летний    

Физико-химические свойства масел:

Для каждого из типов масел, в зависимости от назначения, важны отдельные характеристики. Вязкость является одной из важнейших характеристик смазочных масел, определяющих силу сопротивления масляной пленки разрыву. Чем прочнее масляная пленка на поверхноститрения, тем лучше уплотнение колец в цилиндрах, в частности для моторных масел, меньше расход масла на угар.

Вязкость динамическая - это сила сопротивления двух слоев смазочного материала площадью 1 см2, отстоящих друг от друга на расстоянии 1 см и перемещающихся один относительно другого со скоростью 1 см/с. Вязкость кинематическая определяется как отношение динамической вязкости к плотности жидкости. Индекс вязкости - относительная величина, показывающая степень изменения вязкости в зависимости от температуры. Индекс вязкости рассчитывают по значениям кинематической вязкости при 40 и 100 ˚С или находят по таблицам. Вязкостно-температурные свойства масел оценивают также по кинематической вязкости при низкой температуре (0 и -18 °С).

Температура застывания - это предельная температура, при которой масло теряет подвижность. Масла, имеющие температуру застывания -15 °С и выше, относятся к летним. Если же температура застывания -20 °С и ниже, то масла относятся к зимним.

Противоизносные свойства характеризуют способность масла уменьшать интенсивность изнашивания трущихся деталей, снижать затраты энергии на преодоление трения.

Моюще-диспергирующие свойства подразделяются на моющие и диспергирующие свойства. Моющие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя и противостоять лакообразованию на горячих поверхностях, а также препятствовать прилипанию углеродистых соединений. Диспергирующие свойства характеризуют способность масла препятствовать слипанию углеродистых частиц, удерживать их в состоянии устойчивой суспензии и разрушать крупные частицы продуктов окисления при их появлении.

Противоокислительные свойства определяют стабильность масла, от которой зависит срок работы масел в двигателях, характеризуют их способность сохранять первоначальные свойства и противостоять внешнему воздействию при нормальных температурах.

Коррозионная активность всех масел зависит, прежде всего, от содержания в них сернистых соединений, органических и неорганических кислот и других продуктов окисления.

Зольность масла позволяет судить о количестве несгораемых примесей в маслах без присадки, а в маслах с присадками - о количестве введенных зольных присадок. Зольность определяют в лабораторных условиях и выражают процентным отношением образовавшейся золы к массе пробы масла, взятой для анализа. Зольность масел, не содержащих присадок, не превышает 0,02-0,025 \% по массе. У масел с присадками зольность не должна быть менее 0,4\%, а у высококачественных марок масел не менее 1,15-1,65 \% по массе. Содержание механических примесей и воды. Механических примесей в маслах без присадок не должно быть, а в маслах с присадками их значение не должно превышать 0,015\% по массе, причем механические примеси не должны оказывать абразивного действия на трущиеся поверхности. Вода в моторных маслах должна отсутствовать. Даже небольшое количество воды вызывает деструкцию присадок, «происходит процесс шламообразования. Присадки применяются для придания маслам новых свойств или изменения существующих. Присадки подразделяют: на антиокислительные - повышают антиокислительную устойчивость масел; противокоррозионные - защищают металлические поверхности от коррозионного воздействия кислото- и серосодержащих продуктов; моюще-диспергирующие - способствуют снижению отложений продуктов окисления на металлических поверхностях; противоизносные, противозадирные и антифрикционные - улучшают смазочные свойства масел; депрессорные -понижают температуру застывания масел; антипенные - предотвращают вспенивание масел.